Художественная ковка

Художественная ковка. История зарождения и этапы становления

С того времени как человек приручил огонь, а потом научился получать из железной руды металл – прошло немало столетий. Придавая металлу определенные формы человек стал изготавливать различные предметы. Большая часть этих предметов была кованной. Так появилось особое искусство – искусство ковки, которое сохранило свои исторические традиции и дошло до наших дней почти в неизменном состоянии. Кузнецы во все времена были в почете, было нечто магическое в их работе. Раскаленные угли, яркие языки пламени, раскаленный докрасна металл придавал их действиям тайный, магический. Но в итоге под ударами грозных молотов рождались красивые, необходимые человеку вещи. При помощи ковки металл можно гнуть, скручивать и ковать, придавая необходимую форму. С древних времен и по сегодняшний день кованый металл остается источников вдохновения, а также представляет собой особую форму художественной мысли.

В античные времена (около второго тысячелетия до н.э.) железо ценили выше золота. Высоко ценилась художественная ковка металла. Такое отношение к металлу отразилось и на составе пантеона богов, ведь не даром покровитель кузнечного дела Гефест является одним из главных богов-олимпийцев. Гефест был сыном бога-громержца Зевса и его супруги Геры. Отрывки из «Илиады» Гомера повествуют нам о том, что Гефест создавал богам дворцы из кованого металла, бронзы, серебра и золота. Известно, что в те времена металл обрабатывался несколькими способами – это непосредственно ковка металла, литье и закалка. Закаливали металл в воде или масле. Ценителем кованого оружия был известный персонаж мифов и легенд – Геракл, совершивший немало славных подвигов.

Эпоха средневековья стало периодом широкого распространения кованых изделий. Самые древние кованые изделия представлены в культовых сооружениях Германии, Англии, Франции и Италии. В те времена решетки собирались их вертикальных кованых прутьев, выкованных листов и завитушек. Позже орнаменты из кованых листьев начали покрывать позолотой, что усиливало художественный эффект. Однако кованые изделия нашли свое применение не только при строительстве соборов, храмов и базилик, но и в украшении особняков знатных людей того времени. Большое количество особняков и резиденций, особенно в Италии, были украшены ажурными оградами, имели кованые решетки балконов, а кованые фонари удачно дополняли весь архитектурный ансамбль. Декоративные кованые элементы применялись при обустройстве и украшении внутренних двориков, садов и парков.

Художественная ковка совершенствовалась от эпохи к эпохе, становилась сложнее, изящнее, ее формы стали приобретать эффект перспективы. То есть часть элементов стала выходить за плоскость кованого изделия, становясь частью трехмерного пространства. Кованые решетки и ограды кроме своего привлекательного внешнего виды должны были осуществлять свою основную функцию: быть непреодолимым препятствием при возможном проникновении. Поэтому, надежность, мощь, крепость решеток и оград стала неотъемлемым их свойством. Для этого мастера кузнечного дела использовали острые наконечники, переплетенный орнамент, затрудняющий возможность перелезть через ограду, особые конструкции нижней части решеток и оград, сводящие к минимуму возможность подкопа.

Кузнецы также работали с такими металлами как медь, олово, бронза и латунь. При обработке применялась горячая или холодная ковка, литье, чеканка. Среди большого числа бытовых предметов средневековья можно встретить такие кованые вещи: ножи, топоры, подковы, подсвечники, каминные принадлежности.

Далекие предки современных украинцев, россиян и белорусов тоже занимались ковкой, но в отличии от своих западноевропейских соседей их ковка был грубой. Позднее при ковке серпов, ножей, мечей, кольчуг и шлемов нашим предкам удалось добиться определенно высокого качества данных предметов. Расцвет кузнечного дела приходится на XVI-XVIII столетие. Труд кузнецов был изнуряющим и тяжелым, так как все производилось вручную. Во времена правления царя Петра I стали применять рычажные молоты. В начале XVIII столетия тульскими мастерами кузнечного дела впервые была применена штамповка, что послужило новым этапом развития такого направления как художественная ковка. Шли годы, человечество совершенствовало инструменты и средства производства и уже к середине XIX века в кузнечных мастерских появились паровые молоты. В XX век ознаменовался применением гидравлических прессов и машин.

Множество традиций кузнечного ремесла связано с различными архитектурными стилями, как прошлого, так и настоящего. Мастера кузнечного и литейного дела внесли свой весомый вклад в развитие культуры и искусства художественной ковки. Кузнецы прошлого обладали обширными знаниями в области художественной ковки, использовали всевозможные техники производства, а также обладали высочайшим художественным вкусом.

К самым известным стилям художественной ковки можно отнести стиль барокко и модерн. Первый представляет собой художественную ковку с элементами растений, прекрасно дополняющую каменные колонны зданий, арки другие архитектурные сооружения. Стиль модерн – это асимметрия переплетающихся растений в форме кованого металла. Стиль очень похож природные формы растений. Органично вписывается в любой архитектурный ансамбль. Отличается изящностью и плавностью линий. Произведения в стиле модерн воздушны, фантастичны и необычайно красивы…

С течением времени процесс ковки упрощался и был вытеснен кузнечно-штамповочным производством. Знания, умения и опыт старых мастеров остался не удел. Поэтому сегодня остро стоит вопрос о возрождении такого вида ремесла как художественная ковка.